Нижегородский трамвай

Трамвайная система в Нижнем Новгороде

3 оценило

Популярные экскурсии в Нижнем Новгороде от 350 рублей за человека!

Нижегородский трамвай — исторический и самый первый вид регулярного городского транспорта в Нижнем Новгороде.

Трамвай по маршруту №3

История трамвая

Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года в рамках XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки при участии компании «Сименс и Гальске».

Примечательно то, что практически одновременно было открыто несколько трамвайных линий не соединённых друг с другом с разной шириной колеи (750 и 1000 миллиметров). Все трамвайные линии были однопутными и имели разъезды. Трамвайные вагоны были изготовлены преимущественно компанией «Эрликон». Движение через Оку осуществлялось по плашкоутному мосту, а зимой - по льду. Связи между верхней и нижней частью города не было из-за предельных уклонов, эту функцию частично выполняли Нижегородские фуникулёры.

В 1910 году все линии нижней части города были перешиты на стандартную ныне колею в 1524 миллиметра. В таком виде трамвай проработал до 1919 года, после чего движение прекратилось в результате общей разрухи в стране и городе.

В 1923 году началось восстановление сети с маршрута от вокзала до Кремлёвского элеватора.

В 20-е годы была построена линия по Зеленскому съезду, в результате чего Похвалинский и Кремлёвский элеваторы закрылись, не выдержав конкуренции с трамваем.

1927 году все оставшиеся линии с шириной колеи 1000 миллиметров были перешиты на стандартную колею, либо закрыты.

С 1925-й по 1968-й годы трамвайное депо №1 находилось в Кремле в здании Манежа, для связи с сетью из депо до Чёрного Пруда существовал однопутный выезд по ул. Алексеевской.

1 мая 1933 года было открыто движение по Канавинскому мосту, которое просуществовало до 2008 года и было ликвидировано под вымышленным предлогом.

С 1930-х до 60-х годов шло бурное развитие трамвайной сети, которое позже остановилось: в городе стали отдавать предпочтение перспективному, как казалось в то время, троллейбусу.

Во время Великой Отечественной войны по трамвайным путям на Канавинском мосту осуществлялось движение грузовых вагонов между станцией Горький-Казанский и Горький-Московский. В тёмное время суток по мосту передавалсь по 1-2 вагону с одной станции на другую.

Вагон РВЗ-6

В 80-е-90-е годы расширение сети полностью остановилось: были начаты и заброшены новые линии в микрорайон Щербинки и в Верхние Печёры.

В 2000-е годы на фоне общероссийской трамвайной истерии были закрыты трамвайные линии по проспекту Ленина, Чернопрудненскому переулку, Похвалинскому съезду.

В 2008 году под вымышленным предлогом уничтожена историческая линия от Московского вокзала до Чёрного пруда, а имеющийся 1й маршрут сохранил от исторического всего лишь несколько сот метров маршрута и две конечные остановки.

В настоящее время по улице Рождественской осуществляется регулярное и экскурсионное движение трамваев по однопутному участку от площади Народного Единства до площади Благовещенской.

До 2005 года в Нижнем Новгороде существовал вагоноремонтный завод, который занимался капитально-восстановительным ремонтом трамваев и троллейбусов. После закрытия оборудование было перенесено в различные депо города, где проводится КВР трамваев своими силами.

Первый трамвай России

Считается, что Нижний Новгород является первым российским городом, где был запущен трамвай. Это утверждение не совсем верно, так как первый трамвай в России был запущен в Киеве, а если считать территорию современной Российской Федерации, то - в Калининграде (Кёнигсберге). Но Киев уже давно не в составе России, а Калининградский трамвай пущен совершенно в другом государстве, поэтому Нижегородский трамвай считают первым.

В 2000-е годы в Нижнем Новгороде был открыт музей электротранспорта.

Современное состояние

13 городских трамвайных маршрутов обслуживают 3 депо. Существует несколько регулярный и заказных экскурсионных маршрутов.

Подвижной состав: Tatra T3, Tatra T6B5 (Т3M), 71-605 (КТМ-5), 71-608 (КТМ-8), 71-619 (КТМ-19), 71-403, низкопольные вагоны 71-623 и 71-407, а также по одному вагону ЛМ-2008 и 71-409. В городе также работают несколько вагонов прошедших КВР (в основном это Татра Т3) и получивших другие названия моделей.

Маршруты Нижегородского трамвая

Нижегородский трамвай работает на следующих маршрутах:

  • 1 Московский вокзал - Черный пруд Работает только в часы пик.
  • 2Н Черный пруд - площадь Лядова (наружное кольцо)
  • 2В Площадь Лядова - Черный пруд (внутреннее кольцо)
  • 3 Парк «Дубки» - Московский вокзал
  • 5 Улица Маслякова - Мыза
  • 6 Московский вокзал - Центр Сормова (полукольцевой)
  • 7 Московский вокзал - Улица Ярошенко (полукольцевой)
  • 8 Поселок Гнилицы - Улица Игарская
  • 11 Черный пруд - Площадь Благовещенская Работает в летний период.
  • 18Н Микрорайон Лапшиха - площадь Лядова (наружное кольцо)
  • 18В Площадь Лядова - Микрорайон Лапшиха
  • 19 Трамвайное депо № 1 - Мыза
  • 21 Парк «Дубки» - Черный пруд
  • 22 Улица Строкина - Станция метро «Автозаводская»
  • 27 Трамвайное депо № 1 - Московский вокзал
  • 417 52 квартал Автозавода - Московский вокзал

Маршрут №1 Московский вокзал - Чёрный пруд

Трамвай маршрута №1 на Чёрном пруду

К 1924 году сформировался исторический маршрут первого трамвая через плашкоутный мост (а позже - Канавинский мост), который просуществовал до 2009 года. В 2009 году под предлогом аварийного состояния Канавинского моста движение трамваев прекратилось. Маршрут №1 был запущен до Чёрного пруда через Молитовский мост, а до улицы Рождественской и Благовещенской площади был запущен маршрут №9 также через Молитовский мост. После ремонта Канавинского моста, естественно, трамвайные пути возвращать на мост не стали, а позже разобрали большую часть линии по улице Советской. В 2012 году при реконструкции улицы Рождественской был разобран один путь трамвай и линия стала однопутной. На маршруте Чёрный пруд - Рождественская улица - Благовещенская площадь был запущен маршрут №11.

Ретро-трамвай на 11 маршруте

К настоящему времени от исторического маршрута трамвая №1 сохранилась часть путей по Советской и Канавинской улицам (для связи депо и остальной сети города), один путь по улице Рождественской, пути на Зеленском съезде и пути по Лыковой дамбе, Октябрьской улице и конечная на Чёрном пруду (используются маршрутами №1,2,21).

Городское кольцо

Трамвай на городском кольце

В Нижнем Новгороде существует трамвайный маршрут, проходящий кольцом по центру города. Городское кольцо трамвая появилось в 1927 году и практически в неизменном виде существует до сих пор. По кольцу проходит маршрут трамвая №2 (внутренний и наружный).

По городскому кольцу работает ретро-вагон РВЗ-6.

Трамвайный маршрут №417

Трамвай по маршруту №

В Нижний Новгород существует трамвайный маршрут №417 «Московский вокзал» - «52-й квартал». Данная нумерация объясняется не количеством маршрутов в городе, а образованием номера из двух существовавших до этого маршрутов №4 и №17.

В 2007 году была построена короткая трамвайная линия длиной около 250 метров через автомобильную дорогу между двумя конечными с одинаковыми названиями - ул. Игарская. Основной целю постройки этого короткого участка было сохранение связности трамвайной сети между Автозаводским районом и остальным городом, так как участок трамвайной линии вдоль проспекта Ленина от Управления ГЖД до м. Пролетарской был закрыт, а затем разобран. Причиной закрытия называют повышенное вибрационное воздействие трамвая на тоннели метро.

1 февраля 2007 года был открыт объединённый маршрут №417, соединивший в себе маршрут №4 и маршрут №17. 

Трамвайные маршруты сормовского направления

Трамвай по маршруту №6

Трамваи маршрутов №6 и 7 выделяются отдельно от остальной маршрутной сети города: они не пересекаются ни с одним другим маршрутом города, хотя и связаны с остальной сетью физически через Гордеевский путепровод.

В 1929 между поселками Гордеевка и Бурнаковка было начато сооружение нового трамвайного депо (ныне трамвайное депо №2) и мастерских.

Строительство трамвайной линии из Канавина в Сормово началось 7 июня 1930 года. Однопутная линия до центра Сормова открылась в 1931 году, в конце 1932 года был проложен второй путь. В этом же году было построено ответвление от станции Варя до Баевки (завода им. Орджоникидзе).

В 1956 году были построены трамвайные пути, соединившие конечные в Баевке и Сормове образовав Сормовское кольцо, а конечная на Московском вокзале была перенесена от вокзала к нынешнему Гордеевскому универмагу (тогда - Хлебозаводу). С тех пор нынешние маршруты №№6,7 не менялись, разве что было изменено направление движения по разворотному кольцу у Хлебозавода.

Некоторое время действовали маршруты №№13, 14, 15 - по кольцу и до Скобы, однако просуществовали они недолго.

В настоящее время сормовские маршруты - это самые загруженные маршруты Нижегородского трамвая, в рабочие дни обслуживаемые только двухвагонными трамвайными поездами по причине большого пассажиропотока.

Где находится и как доехать, время работы, цена

 Адрес: Нижний Новгород

 Время работы: ежедневно

 Стоимость: по тарифам

Нижегородский трамвай на карте

 GPS координаты: 56.313241, 43.935779

Объекты рядом

Гостиница «Николь» в Нижнем Новгороде 955 метров.
Детская железная дорога в Нижнем Новгороде 581 метр.
Сормовский вокзал или станция Сталинская 771 метр.
Сквер Казакова 878 метров.
Музей Нижегородского метро 952 метра.
Поездки на паровозе в Нижнем Новгороде 1080 метров.

Отзывы посетителей

В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье

Нажимая на кнопку «оставить комментарий» вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и пользовательским соглашением.

Подразделы

Похожие записи

Мы в соцсетях

Группа в Фейсбуке Группа в Одноклассниках Группа ВКонтакте