Нижегородский трамвай

0 оценило

Трамвайная система в Нижнем Новгороде

Популярные экскурсии в Нижнем Новгороде от 350 рублей за человека!

Нижегородский трамвай — исторический и самый первый вид регулярного городского транспорта в Нижнем Новгороде.

Трамвай по маршруту №3

История трамвая

Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года в рамках XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки при участии компании «Сименс и Гальске».

Примечательно то, что практически одновременно было открыто несколько трамвайных линий не соединённых друг с другом с разной шириной колеи (750 и 1000 миллиметров). Все трамвайные линии были однопутными и имели разъезды. Трамвайные вагоны были изготовлены преимущественно компанией «Эрликон». Движение через Оку осуществлялось по плашкоутному мосту, а зимой - по льду. Связи между верхней и нижней частью города не было из-за предельных уклонов, эту функцию частично выполняли Нижегородские фуникулёры.

В 1910 году все линии нижней части города были перешиты на стандартную ныне колею в 1524 миллиметра. В таком виде трамвай проработал до 1919 года, после чего движение прекратилось в результате общей разрухи в стране и городе.

В 1923 году началось восстановление сети с маршрута от вокзала до Кремлёвского элеватора.

В 20-е годы была построена линия по Зеленскому съезду, в результате чего Похвалинский и Кремлёвский элеваторы закрылись, не выдержав конкуренции с трамваем.

1927 году все оставшиеся линии с шириной колеи 1000 миллиметров были перешиты на стандартную колею, либо закрыты.

С 1925-й по 1968-й годы трамвайное депо №1 находилось в Кремле в здании Манежа, для связи с сетью из депо до Чёрного Пруда существовал однопутный выезд по ул. Алексеевской.

1 мая 1933 года было открыто движение по Канавинскому мосту, которое просуществовало до 2008 года и было ликвидировано под вымышленным предлогом.

С 1930-х до 60-х годов шло бурное развитие трамвайной сети, которое позже остановилось: в городе стали отдавать предпочтение перспективному, как казалось в то время, троллейбусу.

Во время Великой Отечественной войны по трамвайным путям на Канавинском мосту осуществлялось движение грузовых вагонов между станцией Горький-Казанский и Горький-Московский. В тёмное время суток по мосту передавалсь по 1-2 вагону с одной станции на другую.

Вагон РВЗ-6

В 80-е-90-е годы расширение сети полностью остановилось: были начаты и заброшены новые линии в микрорайон Щербинки и в Верхние Печёры.

В 2000-е годы на фоне общероссийской трамвайной истерии были закрыты трамвайные линии по проспекту Ленина, Чернопрудненскому переулку, Похвалинскому съезду.

В 2008 году под вымышленным предлогом уничтожена историческая линия от Московского вокзала до Чёрного пруда, а имеющийся 1й маршрут сохранил от исторического всего лишь несколько сот метров маршрута и две конечные остановки.

В настоящее время по улице Рождественской осуществляется регулярное и экскурсионное движение трамваев по однопутному участку от площади Народного Единства до площади Благовещенской.

До 2005 года в Нижнем Новгороде существовал вагоноремонтный завод, который занимался капитально-восстановительным ремонтом трамваев и троллейбусов. После закрытия оборудование было перенесено в различные депо города, где проводится КВР трамваев своими силами.

Первый трамвай в России

Считается, что Нижний Новгород является первым российским городом, где был запущен трамвай. Это утверждение не совсем верно, так как первый трамвай в России был запущен в Киеве, а если считать территорию современной Российской Федерации, то - в Калининграде (Кёнигсберге). Но Киев уже давно не в составе России, а Калининградский трамвай пущен совершенно в другом государстве, поэтому Нижегородский трамвай считают первым.

В 2000-е годы в Нижнем Новгороде был открыт музей электротранспорта.

По состоянию на 2021 год в городе работает 13  трамвайных маршрутов, которые обслуживают 3 депо. Существует несколько регулярных и заказных экскурсионных маршрутов.

Окраска трамваев под ретро

Окраска трамваев под ретро

До 2021 года не существовало единой окраски Нижегородских трамваев, все они имели заводскую окраску или оклеены в рекламу.

Накануне дня празднования 800-летия Нижнего Новгорода было решено покрасить под ретро-стиль все трамваи, выходящие на городские маршруты.

Однако, многим такая покраска трамваев пришлась не по душе и высказывались мнения, что сочетание тёмно-вишнёвого и чёрного ассоциируется не ретро-стилем, а с ритуальной атрибутикой. 

Подвижной состав

По состоянию на 2021 год в городе в работают пассажирские трамваи следующих моделей:

  • Tatra T3 и его модификации,
  • Tatra T6B5 (Т3M),
  • 71-605 (КТМ-5),
  • 71-608 (КТМ-8),
  • 71-619 (КТМ-19),
  • 71-403,
  • 71-623,
  • 71-407, 
  • ЛМ-2008,
  • сочленённый вагон 71-409,
  • 71-415Р (стилизованный под ретро).

Ретро-трамвай КМ на Благовещенской площади

В городе также работает модернизированный ретро-вагон РВЗ-6, на праздниках периодически появляется музейный вагон КМ.

Ретро трамвай 71-415Р

Ретро трамвай 71-415Р

Ретро трамвай 71-415Р

В 2021 году было объявлено, что к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода для городских маршрутов в центре города будут закуплены новые трамвайные вагоны, стилизованные под ретро.

Элементы вагона выполнены вручную или с применением технологий начала ХХ века. В задней части вагона расположено колесо, которое имитирует стоп-краны старинных трамваев. У места кондуктора находится трос, при опускании которого срабатывает механический звонок в кабине водителя, сигнализирующий о необходимости остановки. При историческом внешнем виде в вагонах планировалось современное оснащение, Wi-Fi и зарядники для телефонов.

25 июля трамвай модели 71-415Р в ретро-стиле вышел на линии Нижнего Новгорода с пассажирами по маршруту №2.

Во время поездки в трамвае для нижегородцев и гостей города звучит аудиогид с рассказом о главных достопримечательностях, расположенных по пути следования вагона. Стоимость проезда в ретро-трамвае такая же, как и в обычном. 

Маршруты Нижегородского трамвая

Конечная станция «улица Игарская»

Нижегородский трамвай работает на следующих маршрутах:

  • 1 Московский вокзал - Черный пруд Работает только в часы пик.
  • 2Н Черный пруд - площадь Лядова (наружное кольцо)
  • 2В Площадь Лядова - Черный пруд (внутреннее кольцо)
  • 3 Парк «Дубки» - Московский вокзал
  • 5 Улица Маслякова - Мыза
  • 6 Московский вокзал - Центр Сормова (полукольцевой)
  • 7 Московский вокзал - Улица Ярошенко (полукольцевой)
  • 8 Поселок Гнилицы - Улица Игарская
  • 11 Черный пруд - Площадь Благовещенская Работает в летний период.
  • 18Н Микрорайон Лапшиха - площадь Лядова (наружное кольцо)
  • 18В Площадь Лядова - Микрорайон Лапшиха
  • 19 Трамвайное депо № 1 - Мыза
  • 21 Парк «Дубки» - Черный пруд
  • 22 Улица Строкина - Станция метро «Автозаводская»
  • 27 Трамвайное депо № 1 - Московский вокзал
  • 417 52 квартал Автозавода - Московский вокзал

Маршрут №1 Московский вокзал - Чёрный пруд

Трамвай маршрута №1 на Чёрном пруду

К 1924 году сформировался исторический маршрут первого трамвая через плашкоутный мост (а позже - Канавинский мост), который просуществовал до 2009 года. В 2009 году под предлогом аварийного состояния Канавинского моста движение трамваев прекратилось. Маршрут №1 был запущен до Чёрного пруда через Молитовский мост, а до улицы Рождественской и Благовещенской площади был запущен маршрут №9 также через Молитовский мост. После ремонта Канавинского моста, естественно, трамвайные пути возвращать на мост не стали, а позже разобрали большую часть линии по улице Советской. В 2012 году при реконструкции улицы Рождественской был разобран один путь трамвай и линия стала однопутной. На маршруте Чёрный пруд - Рождественская улица - Благовещенская площадь был запущен маршрут №11.

Ретро-трамвай на 11 маршруте

К настоящему времени от исторического маршрута трамвая №1 сохранилась часть путей по Советской и Канавинской улицам (для связи депо и остальной сети города), один путь по улице Рождественской, пути на Зеленском съезде и пути по Лыковой дамбе, Октябрьской улице и конечная на Чёрном пруду (используются маршрутами №1,2,21).

Городское кольцо

Трамвай на городском кольце

Трамвай РВЗ-6 на маршруте №2

В Нижнем Новгороде существует трамвайный маршрут, проходящий кольцом по центру города. Городское кольцо трамвая появилось в 1927 году и практически в неизменном виде существует до сих пор. По кольцу проходит маршрут трамвая №2 (внутренний и наружный).

По городскому кольцу работает ретро-вагон РВЗ-6.

Трамвайный маршрут №417

Трамвай по маршруту №417

В Нижний Новгород существует трамвайный маршрут №417 «Московский вокзал» - «52-й квартал». Данная нумерация объясняется не количеством маршрутов в городе, а образованием номера из двух существовавших до этого маршрутов №4 и №17.

В 2007 году была построена короткая трамвайная линия длиной около 250 метров через автомобильную дорогу между двумя конечными с одинаковыми названиями - ул. Игарская. Основной целю постройки этого короткого участка было сохранение связности трамвайной сети между Автозаводским районом и остальным городом, так как участок трамвайной линии вдоль проспекта Ленина от Управления ГЖД до м. Пролетарской был закрыт, а затем разобран. Причиной закрытия называют повышенное вибрационное воздействие трамвая на тоннели метро.

1 февраля 2007 года был открыт объединённый маршрут №417, соединивший в себе маршрут №4 и маршрут №17. 

Трамвайные маршруты сормовского направления

Трамвай по маршруту №6

Трамваи маршрутов №6 и 7 выделяются отдельно от остальной маршрутной сети города: они не пересекаются ни с одним другим маршрутом города, хотя и связаны с остальной сетью физически через Гордеевский путепровод.

В 1929 между поселками Гордеевка и Бурнаковка было начато сооружение нового трамвайного депо (ныне трамвайное депо №2) и мастерских.

Строительство трамвайной линии из Канавина в Сормово началось 7 июня 1930 года. Однопутная линия до центра Сормова открылась в 1931 году, в конце 1932 года был проложен второй путь. В этом же году было построено ответвление от станции Варя до Баевки (завода им. Орджоникидзе).

В 1956 году были построены трамвайные пути, соединившие конечные в Баевке и Сормове образовав Сормовское кольцо, а конечная на Московском вокзале была перенесена от вокзала к нынешнему Гордеевскому универмагу (тогда - Хлебозаводу). С тех пор нынешние маршруты №№6,7 не менялись, разве что было изменено направление движения по разворотному кольцу у Хлебозавода.

Некоторое время действовали маршруты №№13, 14, 15 - по кольцу и до Скобы, однако просуществовали они недолго.

В настоящее время сормовские маршруты - это самые загруженные маршруты Нижегородского трамвая, в рабочие дни обслуживаемые только двухвагонными трамвайными поездами по причине большого пассажиропотока.

Перспективы развития трамвая

Периодически возникают разговоры о модернизации Нижегородского трамвая: обновление подвижого состава, модернизация существующей инфраструктуры, строительство новых трамвайных линия. При этом приоритет будет отдан тем районам, где строительство метро не является экономически нецелесообразной.

В планах предполагается постройка новых трамвайных линий:

  • до жилого комплекса «Бурнаковский»
  • в 7-й микрорайон Сормова
  • от Мызы до микрорайона Щербинки
  • соединение в районе метро «Пролетарская»

Где находится и как доехать, время работы, цена

  Адрес: Нижний Новгород

  Время работы: ежедневно

  Стоимость: по тарифам

Нижегородский трамвай на карте

 GPS координаты: 56.313241, 43.935779

Объекты рядом

Дешевые гостиницы в Нижнем Новгороде от 800 рублей в сутки!

| Транспорт | 14290 | 0 | 0

Отзывы посетителей

В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье

Нажимая на кнопку «оставить комментарий» вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и пользовательским соглашением.