Детская железная дорога в Нижнем Новгороде

Нижегородская ДЖД имени Максима Горького

1 оценило

Детская Железная Дорога в Нижнем Новгороде - уникальное техническое сооружение и учреждение дополнительного образования для детей. Построена в кратчайшие сроки (май-ноябрь 1939 г.) и открыта 8 ноября 1939 года.

Тепловоз ТУ-2 на станции Родина

История Горьковской ДЖД

Изначально дорога была длиной 9.1 километра от Парка 1го мая до автозаводского района и имела 4 станции: Родина, Пушкинская, Маяковская, Счастливая. На конечных станциях Родина и Счастливая были построены монументальные вокзалы по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова. Ныне эти здания являются памятниками архитектуры. На промежуточных остановках имелись деревянные вокзалы по проекту архитектора Бажана и ни один из них не сохранился.

Из искуственных сооружений был построен 14ти метровый мост через речку Ржавку. Для оборота паровозов существовали поворотный круг на ст. Родина и разворотный треугольник на ст. Счастливая. На дороге работали 2 паровоза серии 63/65, 1 паровоз Кп-4-430 и 12 мягких вагонов изготовленных по спецзаказу.

Во время Великой Отечественной войны дорога не работала, а оборудование использовалось для обучения "взрослых" кадров для войны и фронта, а к "мирной жизни" и обучению детей железнодорожному делу ДЖД вернулась лишь в конце 1946 года.

В 1965 году железная дорога совершенно "внезапно" стала в 6 раз (!!!) короче: под "чутким" руководством инженера Н.Колганова работники строительного треста «Стройгаз» разобрали участок железной дороги под строительство жилого района. Похоже, что ни вопросы безопасности детей и пассажиров поезда, ни дальнейшей судьбы уникального учреждения варваров не волновали, включая тогдашнего председателя горисполкома (мэра города) А.Д.Проскурина, подписавшего преступный приказ о строительстве домов до переноса трассы железной дороги в сторону.

До 1991 года детская железная дорога существовала в полуторакилометровом варианте оканчиваясь на станции Пушкино, больше напоминающей забытый в лесу разъезд. В 1991-94 годах дорога была реконструирована с продлением до 4х километров и ещё одной станции, которую в память о прошлых временах назвали "Счастливой". В настоящее время существуют наполеоновские планы по увеличению ДЖД до 12 километров, однако глядя на карту местности и бурно растущий город поверить в такие планы очень сложно.

Где проходила старая трасса ДЖД?

От старой трассы ДЖД не осталось ничего, кроме еле угадывающеся насыпи возле озера Силикатного и будки дежурного по переезду в районе бульвара Заречный.

Ориентировочно трасса проходила вдоль нынешнего проспекта Ленина, улице Лесной и Львовской.

Автозаводский дворец бракосочетания на ст. Счастливая

После "обрезания" дороги, вокзал станции Счастливая около десяти лет работал как Дом технического творчества, а в конце 70-х стала Дворцом бракосочетания. Там, где раньше ходили поезда, сейчас ходят влюблённые (и не очень) молодожёны, зачастую и не догадываясь о первоначальном предназначении Дворца. Возможно, это не самый худший вариант для здания вокзала.

Нынешние характеристики ДЖД

  • Общая протяженность путей: 3,2 км
  • Станциии: Пушкино, Счастливая, Родина
  • Количество посадочных платформ: 4
  • Искуственные мооружения: 2 моста и 1 охраняемый переезд

Подвижной состав: паровоз Кп-4-430, тепловозы: ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, ТУ-10 14 пассажирских вагонов ПВ51 и 2 открытых вагона типа "дилижанс", 4 грузовых платформы, снегоочиститель.

Как работает Детская железная дорога?

  • с 1 октября по 1 апреля – теоретические занятия,
  • с 1 июня по 1 сентября – летняя производственная практика.
  • движение поездов в летний период: вторник – суббота;
  • отправление поездов: в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00 часов.

Где находится и как доехать

Нижний Новгород, ул. Октябрьской Революции, 23А.  

Станция метро Чкаловская, ост. трамваев 1, 3, 27 ул. Октябрьской Революции.

Детская железная дорога в Нижнем Новгороде на карте

 GPS координаты: 56.308138, 43.933783

Фотографии ДЖД

 Фото Горьковской Детской железной дороги.

| Транспорт | 3757 | 5 | 1

Отзывы посетителей

  •  Дмитрий написал(а) в 14-12-2015 в 12:12 
    Куда более интересно - а как же оборачивались довольно длинные (и с очень плохим в результате модернизации обзором) паровозы ЛК-1 и ЛК-2 на "Родине" ? Треугольника на ней не было и тогда! Либо был, но это не отражено ни в одной исторической схеме. Не исключено, что применялась "челночная" схема вождения поездов - один паровоз (установленный на рельсы котлом "от Родины") водил поезд на Счастливую, а оттуда возвращался резервом, тендером вперед.
     ответить 
    •  Краевед написал(а) в 07-07-2016 в 15:07 
      Есть информация о том, что на Родине существовал поворотный круг. Примерно на том месте, где сейчас проходят всякие праздничные выступления, т.е. со стороны депо, противоположной выезду.
       ответить 
  •  Краевед написал(а) в 28-10-2015 в 12:10 
    Не совсем понятно, как паровозы оборачивались на ст. Пушкино после укорачивания трассы ЖД - треугольника там нет.
     ответить 
    •  nikki написал(а) в 28-10-2015 в 12:10 
      Краевед, это были 60е годы, когда на дороге использовались двухкабинные тепловозы ТУ-2 (в сети даже гуляет фотка с отправлением поезда со станции Счастливая), поэтому быстренько была сооружена примитивная платформа, врезаны две стрелки и добавлен ещё один путь.
       ответить 

Всего 4 комментариев.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье

Последние записи «Транспорт»

Подразделы

Похожие записи

Мы в соцсетях

Группа в Фейсбуке Группа в Одноклассниках Группа ВКонтакте