Выксунская УЖД

Узкоколейная железная дорога Выкса - Димара - Сарма

0 оценило

Выксунская УЖД — это узкоколейная железная дорога Выкса - Димара - Сарма - Илёв.

Узкоколейная техника в Виле

Описание УЖД

Основной функцией выксунской системы УЖД в советское время был вывоз готовой продукции с лесозаготовительных участков и дешёвого топлива для ВМЗ. После Великой Отечественной войны на линии появились поезда с пассажирскими вагонами, а с 1958 года началась замена паровозной тяги на тепловозную, которая завершилась в 1978 году.

Максимальная длина дороги составляла 362 километра. Магистральная железная дорога шла от станции Павильон в Выксе до станции Сарма в посёлке Куриха длиной 70 километров. От неё отходили многочисленные ветки. Среди них были и весьма крупные — такие, как Дедовская (Виля — Внутреннее, 34 километра), Ермишинская (Унор — Мердушинский (посёлок Тупик), 23 километра), Семиловская, и другие.

Основные направления:

  • Выкса - Проволочный (Виля) - Кирпичный - Домики - Унор - рзд. 40 км - Димара - Сарма - Илёв,
  • Проволочный - Внутренний,
  • Домики - Семилово - Круглово,
  • Унор - р. Ермишь - 17 км - Тупик,
  • рзд. 40 км - Новый Лашман - Лесомашинный - 17 км,
  • Выкса - Пристань.

Пассажирское движение

Главная станция дороги называлась Павильон, от неё отправлялись пассажирские поезда.

Согласно расписанию Выксунской УЖД за 1985 год видно, что из Выксы ходили поезда: до Димары — 1 раз в день, до Сармы – 1 раз, до Кирпичного – 4 раза, 5 раз до Вереи, до Внутреннего — 2 раза.

История УЖД

Первоначально железная дорога принадлежала Выксунскому металлургическому заводу, её ширина составляла 630 миллиметров.

В 1894 году стали строить узкоколейную дорогу с колеёй 630 мм.

В 1902 году протянута до поселка Унор и далее в сторону Пустошки. В это время движение поездов из нескольких вагонеток осуществлялось на конной тяге.

В 1912 году дорога была реконструирована, на ней стали работать паровозы.

В 1914 году был открыт участок от станции Унор до места, где сейчас находится посёлок Тупик.

В 1916 году протяженность узкоколейной железной дороги была 130 километров.

В 1917-1918 дорога была перешита на колею шириной 750 миллиметров.

В 1918 году был открыт для движения участок Унор — Куриха (Сарма) — Илев.

В 1925 году построена ветка от Верхней Вереи к будущему Каменному Шолоху.

К концу 1940 года длина УЖД составляла 226 километров, на которой работали 31 паровоз и 620 вагонов. 

В 1941 году на дорогу поступили 4 паровоза узкой колеи серии 159.

В 1970 году Выксунский завод уже не нуждался в дровах и отказался от железной дороги, она перешла в ведение Выксунского леспромхоза.

В 196-х годах закольцована железная дорога между лесопунктами Кумовским и Вознесенским. 

Закрытие дороги

В конце 80-х была разобрана линия на Илёв.

В 1993-96 годах была разобрана кольцевая ветка от Нового Лашмана до Лесомашинного.

В 1996 году был закрыт лесоучасток в Курихе, стали разбирать пути.

В 1998 году была разобрана линия до ст. Внутренний (Дедовская ветка).

К 2000 году пути от Курихи до Димары были сняты.

В 2002 году прекратили курсировать пассажирские составы от Выксы до Димары.

К 2003 году дорога сохранилась от Выксы (Павильон) до Унора и чуть далее.

В 2003 году закрыто депо в Выксе.

К концу 200у года рельсы на всём протяжении выксунской УЖД были полностью разобраны.

В настоящее время от Выксунской узкоколейки сохранились лишь насыпи в лесу и музейная площадка в Виле.

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Нижегородская область, Выкса

 Как доехать: Выкса - Димара - Сарма - Илёв

 Время работы: не работает

Выксунская УЖД на карте

 GPS координаты: 55.295370, 42.164025

| Техника | 72 | 0 | 0

Отзывы посетителей

В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье

Нажимая на кнопку «оставить комментарий» вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и пользовательским соглашением.