Балахнинская узкоколейка

0 оценило

Балахнинско-Шуйская сеть узкоколейных железных дорог (разобрана)

Балахнинская узкоколейка — узкоколейная (750 миллиметров) сеть железных дорог с центром в Балахне, принадлежавшая Чернораменскому транспортному управлению (ЧТУ).

Территория депо ЧТУ

История УЖД в Балахне

История узкоколейки начинается в 30е годы вместе с планом ГОЭЛРО, когда в районе Балахны было решено построить крупнейшую теплоэлектростанцию, работающую на торфе. Торф в качестве источника топлива был выбран по простой причине - Горьковская область занимала первые места по запасам торфа в СССР. Для подвоза торфа строилась узкоколейная железная дорога, которая к 70-80 годам образовывала сеть из нескольких крупных торфовозных дорог и достигала общей длины путей около 400 киломеров. Крайние точки дороги находились в пос. Мугреевский Бор и Шуя Ивановской области.

Дата открытия первого участка дороги вблизи города Балахна - 1921 год.

Основное назначение дороги - перевозка торфа, однако существовали пассажирские и перевозки остальных грузов. Дорога была хорошо технически оснащена, существовала сигнализация, светофоры и автоматические стрелки, в 60-е годы дорога полностью перешла с паровозов на тепловозы. 

В 1970-е годы длина сети составляла около 360 километров.

Большая часть сети находилась в ведении Чернораменского транспортного управления. Другие участки принадлежали Ламненско-Куракинскому торфопредприятию, Балахнинскому целлюлозно-картонному комбинату и другим организациям.

Деградация дороги началась в середине 80-х годов, когда Балахнинскую ГОГРЭС было решено перевести на газ. Однако, до середины 90-х годов дорога активно работала, перевозя грузы и пассажиров. При этом, пассажирское движение пользовалось огромной популярностью. После передачи убыточной дороги в частные руки, все перевозки прекратились, а рельсы сдали на металлолом. Десятки послёлков в лесной глуши остались без пассажирского сообщения.

В 1992-93 годах курсировали поезда «Балахна-Чистое» (35 км), «Балахна-Большое» (90 км), зимой – 2 раза в неделю, летом – 3 раза, а также в выходные и праздничные дни. С 4-5 пассажирскими вагонами, грузового движения практически не было.

В 1996 году поезд Балахна - Талицы ходил дважды в неделю.

В 1997 году прекращение движения по всему главному ходу, линия пригодна только для движения “пионерок”.

В 1997-99 году разбор почти всех ЖД путей ЧППЖТ (ЧТУ) в Нижегородской области кроме небольшого участка путей в Ивановской области.

В 1997-2002 г.г действовала УЖД в 16 км Южа – 2-я полевая база (Ламна) регулярно курсировал рабочий поезд – мотовоз ЭСУ2А с одним пассажирским вагоном. На участке до 3-ей полевой базы (около 3 км) нерегулярное движение..

В 2004 году разобран последний участок ЧППЖТ в районе ст. Мугреевский.

Основной маршрут

Узкоколейная железная дорога Чернораменского транспортного предприятия имела основные магистральные направления:

Где находится и как доехать, время работы, цена

  Адрес: Нижегородская область, Балахна

  Время работы: не работает

  Стоимость: бесплатно

Балахнинская узкоколейка на карте

 GPS координаты: 56.489013, 43.579092

Объекты рядом

| Транспорт | 9040 | 0 | 0

Отзывы посетителей

В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье

Нажимая на кнопку «оставить комментарий» вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и пользовательским соглашением.