Узкоколейная железная дорога Выкса - Димара - Сарма
Выксунская УЖД — это узкоколейная железная дорога Выкса - Димара - Сарма - Илёв.
Описание УЖД
Основной функцией выксунской системы УЖД в советское время был вывоз готовой продукции с лесозаготовительных участков и дешёвого топлива для ВМЗ. После Великой Отечественной войны на линии появились поезда с пассажирскими вагонами, а с 1958 года началась замена паровозной тяги на тепловозную, которая завершилась в 1978 году.
Максимальная длина дороги составляла 362 километра. Магистральная железная дорога шла от станции Павильон в Выксе до станции Сарма в посёлке Куриха длиной 70 километров. От неё отходили многочисленные ветки. Среди них были и весьма крупные — такие, как Дедовская (Виля — Внутреннее, 34 километра), Ермишинская (Унор — Мердушинский (посёлок Тупик), 23 километра), Семиловская, и другие.
Основные направления:
- Выкса - Проволочный (Виля) - Кирпичный - Домики - Унор - рзд. 40 км - Димара - Сарма - Илёв,
- Проволочный - Внутренний,
- Домики - Семилово - Круглово,
- Унор - р. Ермишь - 17 км - Тупик,
- рзд. 40 км - Новый Лашман - Лесомашинный - 17 км,
- Выкса - Пристань.
Пассажирское движение
Главная станция дороги называлась Павильон, от неё отправлялись пассажирские поезда.
Согласно расписанию Выксунской УЖД за 1985 год видно, что из Выксы ходили поезда: до Димары — 1 раз в день, до Сармы – 1 раз, до Кирпичного – 4 раза, 5 раз до Вереи, до Внутреннего — 2 раза.
История УЖД
Первоначально железная дорога принадлежала Выксунскому металлургическому заводу, её ширина составляла 630 миллиметров.
В 1894 году стали строить узкоколейную дорогу с колеёй 630 мм.
В 1902 году протянута до поселка Унор и далее в сторону Пустошки. В это время движение поездов из нескольких вагонеток осуществлялось на конной тяге.
В 1912 году дорога была реконструирована, на ней стали работать паровозы.
В 1914 году был открыт участок от станции Унор до места, где сейчас находится посёлок Тупик.
В 1916 году протяженность узкоколейной железной дороги была 130 километров.
В 1917-1918 дорога была перешита на колею шириной 750 миллиметров.
В 1918 году был открыт для движения участок Унор — Куриха (Сарма) — Илев.
В 1925 году построена ветка от Верхней Вереи к будущему Каменному Шолоху.
К концу 1940 года длина УЖД составляла 226 километров, на которой работали 31 паровоз и 620 вагонов.
В 1941 году на дорогу поступили 4 паровоза узкой колеи серии 159.
В 1970 году Выксунский завод уже не нуждался в дровах и отказался от железной дороги, она перешла в ведение Выксунского леспромхоза.
В 196-х годах закольцована железная дорога между лесопунктами Кумовским и Вознесенским.
Закрытие дороги
В конце 80-х была разобрана линия на Илёв.
В 1993-96 годах была разобрана кольцевая ветка от Нового Лашмана до Лесомашинного.
В 1996 году был закрыт лесоучасток в Курихе, стали разбирать пути.
В 1998 году была разобрана линия до ст. Внутренний (Дедовская ветка).
К 2000 году пути от Курихи до Димары были сняты.
В 2002 году прекратили курсировать пассажирские составы от Выксы до Димары.
К 2003 году дорога сохранилась от Выксы (Павильон) до Унора и чуть далее.
В 2003 году закрыто депо в Выксе.
К концу 200у года рельсы на всём протяжении выксунской УЖД были полностью разобраны.
В настоящее время от Выксунской узкоколейки сохранились лишь насыпи в лесу и музейная площадка в Виле.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Выкса
Как доехать: Выкса - Димара - Сарма - Илёв
Время работы: не работает
Стоимость: бесплатно
Выксунская УЖД на карте
GPS координаты: 55.295370, 42.164025