Кремлёвский и Похвалинский элеваторы в Нижнем Новгороде
Популярные экскурсии в Нижнем Новгороде от 350 рублей за человека!
В Нижнем Новгороде в период с 1896 по 1928 год активно работали 2 линии фуникулёров-элеваторов Кремлёвский и Похвалинский.
История фуникулёров
В рамках подготовки города к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки были в 1895-1896 годах построены два фуникулера или элеватора - Кремлёвский и Похвалинский.
Проработали они чуть больше 30-ти лет: в 1927 был закрыт Кремлёвский элеватор, а в 1928 - Похвалинский. Их закрытие связывают с появлением линии трамвая по Зеленскому съезду и беспересадочному трамвайному сообщению с центром города.
Механизм работы
Механизм работы элеваторов был следующий: в вагонах находились цистерны, в которые закачивали воду, в результате вагон под силой тяжести опускался вниз, а в противоположном вагоне воду из цистерн выпускали. Таким образом, более тяжелый опускался и поднимал пассажиров наверх во втором легком вагоне без воды. Несмотря на кажущуюся простоту, устройство было сложным: было необходимо, чтобы соблюдалась неизменная скорость движения и масса вагонов, даже если в верхнем вагоне не было людей, а в нижнем было их много. На протяжении всего пути передвижение пассажиров было безопасным, так имелся как ручной так и автоматический тормоз.
Устройство обоих элеваторов было идентичным.
Кремлёвский элеватор
Кремлёвский фуникулёр находился по обе стороны Кремля. Нижняя станция была в районе нынешней Площади Народного Единства, верхняя - в Кремле. С 2020 года ведётся строительство нового фуникулёра по старой трассе.
Основная статья: Кремлёвский элеватор.
Похвалинский элеватор
Находился у подножия Похвалинского съезда.
Основная статья: Похвалинский элеватор.
Восстановление фуникулёров
Периодически в Нижнем Новгороде возникают разговоры о восстановлении обоих фуникулёров в туристических целях.
В 1990-е годы всерьёз обсуждался вопрос о восстановлении Похвалинского фуникулёра.
С 2006 поднимался вопрос о восстановлении Кремлёвского элеватора, однако по состоянию на 2016 год ни на одном работы так и не начаты.
Нижегородские СМИ писали об этом:
Фуникулер органично впишется в готовящийся проект реконструкции улицы Рождественская и будет способствовать развитию туристического потенциала исторической части Нижнего Новгорода. Рельсовое сообщение на канатной тяге может стать настоящей "изюминкой" туристических маршрутов по старому Нижнему. Кроме того, эта трасса фактически связала бы Рождественскую и Нижне-Волжскую набережную с площадью Минина и Пожарского и Большой Покровской.
С 2020 года ведётся строительство нового фуникулёра в Кремль по трассе старого Кремлёвского элеватора.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижний Новгород
Время работы: не работает
Стоимость: бесплатно
Нижегородские исторические фуникулёры на карте
GPS координаты: 56.329161,43.998740